www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.


В настоящее время практически полностью определился круг
теоретических и прикладных научных направлений, объединяемых
в одной проблемной области под общим названием техногенная
безопасность.
Объектами исследований современной теории безопасности
является установление фундаментальных закономерностей
перехода и взаимодействия естественных природных систем,
объектов техногенной и биологической сферы, социально-
экономических структур от нормальных (штатных) к аварийным и
катастрофическим состояниям; создание научных основ
11
диагностирования, мониторинга, раннего предупреждения и
предотвращения аварий и катастроф, построение систем защиты и
реабилитации.
На результатах таких исследований формируются
количественные и качественные параметры принимаемых
управленческих решений, конструкторско-технологических и
эксплуатационных нормативно-технических документов,
заключений комиссий по анализу аварий и катастроф. Наиболее
обобщающими считаются такие критерии как: риски для жизни и
жизнедеятельности; качество и продолжительность жизни.
В условиях, когда нет возможности закрыть или переоснастить
даже особо опасные производства, наука призвана разрабатывать
надежные методы диагностики, продления ресурса безаварийной
эксплуатации действующих производств, определить перспективы
создания будущих технических систем, найти решения защиты
человека, территорий и объектов от чрезвычайных ситуаций и
ликвидации их возможных последствий.
Таким образом, важнейшая задача фундаментальной науки
состоит в определении основных принципов безопасности сложных
технических систем, построении классификации аварий и
катастроф, предупреждения и смягчении их последствий с учетом
реально существующих процессов общественного социально-
экономического развития.
Научно-техническая политика в области безопасности
предусматривает также постановку системных исследований по
важнейшим проблемам механики, физики и химии аварий и
катастроф для сложных технических систем. Такие исследования
особенно эффективны, если выполняются на комплексных
12
трехмерных математических моделях с постановкой натурных и
полунатурных экспериментов.
Не менее сложной областью исследований является решение
задач по проблемы уменьшения опасности стихийных бедствий.
Проводимые в районах вероятных природных катастроф
экспериментальные работы чрезвычайно важны для установления
фундаментальных закономерностей взаимосвязи предшествующих
природной катастрофе процессов с вариациями электромагнитного
поля и с измерением пространственной структуры ионосферы.
По результатам исследований составляются необходимые для
принятия управленческих решений прогнозные и оценочные карты,
а также карты и атласы природных опасностей для территорий
крупнейших регионов страны и зон наибольшей концентрации
потенциально опасных объектов.
Прикладные исследования проводятся на базе результатов
фундаментальных разработок. Они отличаются отраслевой специа-
лизацией и ориентируются, прежде всего, на промышленные пред-
приятия химического, металлургического, машиностроительного,
энергетического, транспортного (включая трубопроводные систе-
мы), горнорудного и строительного комплексов.
Развитие теории и практики управления безопасностью
сложных технических систем до последнего времени шло, в
основном, по пути предъявления экстраординарных требований к
качеству оборудования, систем управления и персоналу,
ограничивающих возможные негативные техногенные воздействия
на окружающую среду и человека.
Перспектива представляется, как движение внутрь сложной
технической системы, к проектированию их по критериям
13
безопасности. При этом учитывается, что в такой системе в
процессе эксплуатации могут возникнуть цепочки событий,
которые в обычной ситуации не приводят к опасным состояниям,
но при определенном стечении обстоятельств могут стать причиной
чрезвычайных ситуаций.
Непосредственно к проблеме научного обеспечения
безопасности в природно-техногенной сфере относится большое
число высоких технологий, реализуемых с участием различных
отраслей экономики, а также осуществляемых в составе
национальных программ и приоритетов.
К ним относятся высокие технологии: контроля за состоянием
технических и природных систем; управления природными
ресурсами во взаимосвязи между происходящими климатическими
процессами и биогеохимическими циклами, протекающими в
атмосфере и океане; технологии защиты и восстановления
окружающей среды; в области качества жизни, включая технологии
в области сельского хозяйства, биоресурсов и здравоохранения.
В области энергетики в центре внимания находятся
экологически чистые и безопасные энергетические технологий, в
том числе связанные с безопасными типами ядерных реакторов,
удалением и захоронением радиоактивных отходов, демонтажа и
продления ресурса атомных электростанций.
Будет происходить экологизация технологий и их
переориентация на ресурсосбережение, широкое распространение
получат безотходные экологически чистые технологии, начнется
формирование новой отрасли, специализирующейся на
производстве средств мониторинга и защиты природной среды,
предотвращение угрозы экологических катастроф.
14
При объединении нескольких технологических разработок в
одной области образуется система критических технологий, которая
имеет межотраслевой и долговременный характер реализации.
Одной из ближайших задач государства в области стратегии
научно-технического развития является преобразование
государственного сектора в научно-технической сфере. Этот
процесс должен объединить стратегически важные подразделения
научных организаций государственной формы собственности в
научно – технические комплексы, лидирующие в определенной
области науки и техники, способные по своему техническому
оснащению и кадровому потенциалу обеспечивать разработку и
реализацию в отраслях экономики новейших достижений науки и
техники.
На базе таких научных организаций будут создаваться
Национальные центры науки и высоких технологий, включающие в
себя производственные структуры и высшие учебные заведения,
обеспечивающие весь научно – инновационный цикл – от
фундаментальных исследований, подготовки кадров, прикладных
исследований и разработок до производства и поставки новой
продукции.
Разрабатываются новые формы финансирования науки и
стимулирования ее развития. Подготовлены законодательные
предложения о том, чтобы была принята система бюджетного
финансирования, при которой расходы на науку из федерального
бюджета не будут менее 2% валового внутреннего продукта.
В федеральном бюджете будет определен удельный вес
финансирования фундаментальной науки. Конкурсность
финансирования в системе академической науки будет обеспечена
15
через систему грандов Российского фонда фундаментальных
исследований и Российского гуманитарного научного фонда.
Бюджетное финансирование прикладных научных исследований и
разработок будет вестись на конкурсной основе по программам и
проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития
науки и техники и перечню критических технологий федерального
уровня. Причем эти проекты и программы будут иметь сквозную
направленность – от исследований и разработок до производства
продукции или освоения новой технологии.
В системе возвратного бюджетного кредитования науки
появится новая форма проведения конкурса высокоэффективных
быстрореализуемых научно-технических проектов под сниженную
учетную ставку Центрального банка. Дополнительными
источниками финансирования будут внебюджетные фонды,
работающие на принципе возвратности и платности, частные
инвестиции, средства страховых фондов, система лизинга в науке.
Наряду с системой бюджетного финансирования будут
отрабатываться косвенные методы повышения научно-технической
активности за счет предоставления налоговых льгот предприятиям,
в первую очередь, малым и средним, реализующим научно-
технические достижения.
В законодательном плане должны предусматриваться меры по
разработке и принятию нормативных документов, в первую очередь
наряду с законом о науке – федерального закона об инновационной
деятельности и государственной инновационной политике, о
защите интеллектуальной собственности и поддержке
отечественных товаропроизводителей наукоемкой продукции.
16
Взаимосвязь государственной и региональной
научно-технической политики
В решении задач научного обеспечения природно-техногенной
безопасности необходимо исходить из того, что в соответствии со
ст. 72 Конституции РФ наука отнесена к сфере совместного ведения
федеральных и региональных органов государственной власти, а
вопросы региональной научно-технической политики определены в
качестве одного из приоритетов единой государственной научно-
технической политики.