www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.


МЧС России создает и развивает Российскую систему
предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
Организует как собственными силами, так и в кооперации с
заинтересованными министерствами и ведомствами, научно-техни-
ческие и опытно-промышленные разработки системы оповещения,
защиты населения и реабилитации, разработки средств спасения и
ведения аварийно-спасательных работ, выступает в качестве
государственного заказчика НИОКР, направленных на достижение
перечисленных выше целей.
Минобороны России разрабатывает концепцию и реализует
программы по техногенной безопасности на объектах оборонного
комплекса.
41
Российская Академия наук ведет фундаментальные и
прикладные исследования по теории безопасности и риска, физике,
химии и механике катастроф, теории жесткой и функциональной
защиты и другим направлениям в области решения проблем
технологической безопасности и стихийных бедствий.
Минпромнауки России, МЧС России, Минобороны России и
РАН совместно с Минатомом России, Госатомнадзором,
Госгортехнадзором и др. формируют базовые положения
государственной научно-технической политики в области
безопасности и предложения по ее реализации.
Государственная инновационная политика
Государство в лице специально уполномоченных органов
формирует принципы, приоритеты и цели своей инновационной
политики.
Главной целью является увеличение вклада науки и техники в
развитие экономики страны, в том числе в решение проблем
природно-техногенной безопасности и связанных с этим
преобразований в сфере управления, материального производства,
организации науки.
Государственная и региональная инновационная политика в
решении таких принципиальных для страны проблем, как
безопасность, в конечном счете, сводится к созданию необходимых
условий для формирования инновационного рынка и поддержки на
нем приоритетных направлений и критически важных технологий.
По мере развития рыночных отношений централизованная
бюджетная поддержка (прямые инвестиции) в финансировании
42
технологий (проектов) будет постепенно уменьшаться, а косвенное
влияние (страхование, налоги, гарантии) – увеличиваться.
Инновации, основанные только на технических решениях и не
учитывающие платежеспособный спрос сегодня, приносят большие
убытки, поэтому проблема прибыльности органически связана с
проблемой сроков реализации инноваций и стимулов их
распространения.
Существует достаточно стойкое заблуждение о том, что в такой
гуманной деятельности, как предупреждение и ликвидация
последствий чрезвычайных ситуаций не должно быть
коммерческих интересов. Практика входит в противоречие с этим
утверждением. Рынок услуг в борьбе с чрезвычайными ситуациями
развивается. Год от года растет конструктивная творческая
состязательность, свидетельством чему является неуклонно
увеличивающееся число участников, количество и качество
демонстрируемых экспонатов на традиционно проводимых
выставках новейших научно-технических достижений по ведению
аварийно-спасательных и восстановительных работ – «Средства
спасения». В ходе таких выставок заключается немало
взаимовыгодных контрактов и договоров о сотрудничестве,
производители находят своих заказчиков.
Таким образом, формирование рынка инноваций приоритетных
научных разработок в области безопасности будет осуществляться
на основе объединения возможностей бюджета и крупных
коммерческих структур – инвестиционных фондов и компаний,
коммерческих банков, страховых и пенсионных фондов, сети
посреднических, венчурных и лизинговых фирм, усиления
43
инвестиционной конкуренции в системе тендеров, конкурсов,
грантов и технологических бирж.
В области природно-техногенной безопасности предстоит
разработка и совершенствование нормативно-правового обеспече-
ния, механизмов стимулирования, защиты интеллектуальной собст-
венности, развитие инфраструктуры, системы привлечения государ-
ственных, частных и зарубежных инвестиций инновационной
деятельности.
В качестве финансово-кредитных форм государственной
поддержки приоритетных направлений и критически важных
технологий по безопасности перспективны для использования:
- освобождение от Н.Д.С., налога на прибыль и других налогов
всех работ, которые финансируются в рамках критически
важных технологий;
- кредитный механизм процентной ставки, предусмотренный для
особо опасных производств, зон экологического бедствия,
территорий, поврежденных в результате аварий (типа
Чернобыльской);
- механизм ускоренной амортизации при реализации проектов в
рамках приоритетных направлений;
- отнесение затрат предприятий и организаций по
финансированию работ в рамках критически важных
технологий на себестоимость основной продукции;
- проведение государственной регистрации приоритетных
инновационных проектов и др.
Предстоит разработка и совершенствование нормативно-
правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов
ее стимулирования, системы институциональных преобразований,
44
защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере;
развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая
создание национального информационного фонда инновационных
проектов, системы финансирования, привлечение государственных,
частных и зарубежных инвестиций в инновационную сферу;
создание конкурсной системы отбора инновационных проектов и
программ.
- К основным принципам и приоритетам государственной
политики в научной и инновационной деятельности относятся:
- свобода научного и научно-технического творчества;
- правовая охрана интеллектуальной собственности;
- интеграция научной, научно-технической деятельности и
образования;
- поддержка конкуренции в сфере науки и техники;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях
научного развития;
- стимулирование деловой активности в научной, научно-
технической и инновационной деятельности;
- развитие международного научного сотрудничества.
Государственная поддержка. Наиболее распространенными в
стране и за рубежом формами государственной поддержки научной
и инновационной деятельности являются следующие.
Формы государственной поддержки научной деятельности:
- прямое бюджетное финансирование;
- льготное налогообложение прибыли, получаемой от
реализации научных разработок;
45
- освобождение от уплаты налога на собственность и землю,
относящиеся к научным организациям;
- освобождение от импортных таможенных тарифов на ввозимое
имущество научных организаций, необходимое для проведения
научных разработок.
Формы государственной поддержки инновационной
деятельности:
- прямое финансирование;
- предоставление индивидуальным изобретателям и малым
внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
- создание венчурных инновационных фондов, пользующихся
значительными налоговыми льготами;
- снижение государственных патентных пошлин для
индивидуальных изобретателей;
- отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим
изобретениям;
- право на ускоренную амортизацию оборудования.
Управление инновациями. Роль и значение каждой страны в
мировой экономике определяются степенью овладения высокими
технологиями. В связи с этим многие страны интенсивно создают
специальные проекты и программы, направленные на развитие
науки и техники.
В настоящее время объем мирового рынка наукоемкой
продукции составляет 2,3 трлн. долл. (доля России – 0,3%). В то же
время потенциальные возможности российского рынка
макротехнологий в 2010 г. оцениваются в 94-98 млрд. долл., а в
2015 г. – в 144-180 млрд. долл. Согласно прогнозам объем экспорта
по приоритетным технологиям за одно десятилетие позволит в 2-3
46
раза повысить платежеспособность населения и удовлетворить
внутренний спрос на наукоемкую продукцию, что послужит
стимулом дальнейшего экономического роста.
Макротехнологии создаются с использованием программно-
целевого подхода, а формой их реализации являются целевые
научно-технические программы. Государственная поддержка таких
программ осуществляется в соответствии с принципом
селективности, подразумевающим концентрацию ресурсов и
усилий на развитии ключевых элементов наукоемких производств и
их инфраструктуры, на разработке прорывных технологий,
обеспечивающих устойчивый спрос и конкурентоспособность
отечественной техники на мировом рынке.
При организации процесса управления разработкой, создании и
внедрении новых технологий, планировании развития
промышленности в условиях децентрализации экономики и
разнообразия форм собственности необходимо руководствоваться
принципом «снизу вверх», побуждая создателей наукоемкой
продукции к сотрудничеству с региональными и местными
органами власти, что обеспечит поддержку прогрессивных идей в
рамках решаемых приоритетных задач.