www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.


Поскольку в рыночной экономике главным в формировании
программы является не план, а инвестиции и их источники,
возникает необходимость в составлении технико-экономического
обоснования программных мероприятий, управленческих решений
и необходимого ресурсного обеспечения.
Трудности на пути инноваций. На пути распространения
нововведений существует большое число взаимосвязанных
сложностей. Главная из них – психологическая инерция,
47
настороженность по отношению к новому. Именно этим
объясняется первоначальный неуспех многих нововведений, за
которым может следовать вполне доброжелательное отношение к
повторному предложению и последующее полное признание
первоначальной идеи. Кроме того, принятие одного нововведения
может создать более благоприятный климат для принятия других
нововведений не только в одной, но и в других областях.
Важнейшими составляющими инновационного процесса
являются маркетинг и мониторинг.
Маркетинг. Для современного маркетинга характерен
системный подход к реализации новой идеи с четко поставленными
целями, мерами по их достижению, с соответствующими
материальными, финансовыми, организационно-управленческими и
иными средствами для осуществления проекта.
В маркетинговой деятельности выделяются следующие
элементы:
- исследование рынка и анализ перспектив его развития;
- изучение существующих и разработка требований к будущим
изделиям и проектам, предложений по модернизации снятых с
производства изделий, не дающих прибыли;
- выбор путей товародвижения и реализации продукции;
- обеспечение ценовой политики;
- формирование спроса и стимулирование сбыта продукции.
Одна из особенностей системы управления инновационной
деятельностью состоит в том, что методы управления, как на
разных этапах инновационного процесса, так и в пределах одного
этапа, существенно различаются между собой. Так, в научных
исследованиях, выполняемых малым числом специалистов,
48
целесообразно использовать неформальные методы управления,
предполагающие коллективное участие в нем в начальном периоде
разработки. Однако применение таких методов управления на более
поздних этапах может привести к замедлению работ и
неоправданному росту затрат. Таким образом, система управления
должна меняться по мере продвижения по стадиям инновационного
цикла.
Вопросы, связанные с реализацией инновационной идеи
(возможности ее реализации, необходимые ресурсы, этапы и сроки
выполнения и т.д.) общепринято оформлять в форме бизнес-плана
инновационного проекта. Такой план служит базой для
последующего управления инновационным процессом.
Мониторинг. Важную роль в этом деле играет мониторинг
инновационной деятельности. Уровень и эффективность
управления во многом зависят от выбранных целей, задач и состава
анализируемых показателей мониторинга. Так, на федеральном и
региональном уровнях, при реализации инновационной политики,
мониторинг призван обеспечивать обратную связь, определяющую
степень соответствия этой политики с результатами инновационной
деятельности.
Результаты мониторинга используются для подготовки
решений по управлению инновациями, созданию инновационного
продукта, в качестве которого может выступать не только готовое
изделие, но и проект (техническая документация), результаты
НИОКР, патенты, лицензии и т.д.).
Инновационный менеджмент является ключевым звеном
возрождения национальной экономики в рыночных условиях,
перспективным средством разработки, создания и продвижения на
49
внутренний и зарубежный рынки конкурентоспособной,
ресурсосберегающей, экологически чистой, соответствующей
мировым стандартам качества отечественной продукции и услуг.
Инновационный менеджмент как единая система в каждом из
своих компонентов (включая формирование и реализацию основ
государственной политики, экспертизу, процедуры разработки,
оценку эффективности инновационных проектов, организацию
научно-технической деятельности, создание благоприятных
условий для привлечения инвестиций в производственную сферу,
регулирование коммерческого риска) представляет собой сложный,
постоянно развивающийся процесс управления инновациями в стране.
Инновационный менеджмент, базируясь на зарубежном опыте,
развивается с учетом национальных особенностей. С его помощью
формируются благоприятные перспективы интеграции России в
мировую экономическую систему на конструктивной деловой и
партнерской основе.
Инновационный менеджмент представляет неограниченные
возможности профессионального роста и приложения своих
деловых возможностей для зрелых специалистов и молодежи в
широчайшем диапазоне специальностей и специализаций в области
управления, производства, науки, сферы услуг и международного
научно-технического и коммерческого сотрудничества, освоения
современных информационных технологий.
Формирование и практическая реализация основ
государственной политики в области предупреждения и смягчения
последствий чрезвычайных ситуаций должны реализоваться через
механизмы и элементы государственной политики в области
инноваций.
50
При формировании планов и программ НИОКР по проблемам
природно-техногенной безопасности с учетом ограниченности
ресурсов и утверждающихся рыночных отношений необходимо
предусматривать выполнение специальных инновационных
проектов и процедур, касающихся развития сфер реального
производства и управления.
При составлении планов научных исследований элементы
инновационной деятельности должны находить отражение в
деятельности органов государственного и территориального
управления, в различных формах научного обеспечения, включая
фундаментальные, прикладные, научно-технические, эксперимен-
тальные разработки.
51
2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОПТИМАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
2.1. Обзор существующих подходов
Одно из основных направлений основывается на определении
таких понятий, как ущерб и риск. Считается, что риск – это мера
для количественного измерения опасности, представляющая собой
векторную величину, включающую следующие основные показа-
тели: величину ущерба от воздействия того или иного опасного
фактора, вероятность возникновения рассматриваемого опасного
фактора, неопределенность в величинах как ущерба, так и вероя-
тности. Ряд работ опираются на оценки эффективности меропри-
ятий по снижению степени риска поражения людей и возможного
ущерба при ЧС. Интересно, что в ряде стран Западной Европы в
результате проведения национальных программ по управлению
природными и техногенными рисками число крупных аварий и
катастроф в течение последних 10 лет сократилось в 8-10 раз.
Во многих работах делается упор на системный подход к
решению проблем безопасности сложных объектов. Предлагается
ставить на математическом языке задачи управления риском.
Говорится о необходимости создания новой науки –
математической теории риска и безопасности. Предлагается
создавать специальные модели поведения людей в условиях ЧС.
Риск в ряде работ определяется как векторная величина,
компонентами которой являются потери различного типа
(экономические, социальные, экологические). Поэтому задачу
52
управления риском следует рассматривать либо как задачу
векторной оптимизации, либо как обычную задачу скалярной
оптимизации, определив некоторую интегральную оценку риска. В
данной работе мы выбираем второй путь. Построение интегральной
оценки риска также можно проводить различными способами.
Действительно, поскольку риск определяется двумя группами
факторов – вектором вероятностей и вектором ущербов, то можно
сначала провести интеграцию (свертку) по вероятностям каждого
типа ущерба (например, определить математическое ожидание по
каждому типу ущерба, то есть ожидаемый ущерб), а затем
построить интегральную оценку ожидаемых ущербов. Можно
поступить наоборот, сначала построить интегральную оценку
ущербов, а затем взять математическое ожидание этой
интегральной оценки. Рассматриваемый ниже подход к задаче
управления риском основан на первом варианте – в качестве
интегральной оценки риска принимается интегральная оценка
ожидаемых ущербов различных типов.
Предлагаемый в настоящей работе подход является попыткой
создать, хотя и приближенный, но достаточно универсальный
инструментарий управления риском для любого типа объектов и
ЧС. В общем случае перед нами стоит следующая задача:
необходимо определить набор мероприятий {xi}, так изменяющий
параметры объекта, чтобы риск (интегральная оценка риска) был не
больше заданного, а стоимость всех мероприятий была
минимальной.
Сформулированная задача имеет дискретный характер и
довольно сложна с вычислительной точки зрения.