www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях


В мирное время во всех странах создаются запасы материальных средств (начиная от черных и цветных металлов, лесоматериалов до сырья). В России как раньше, так и теперь такие запасы активно участвуют в производственном цикле. В настоящее время многие ОЭ израсходовали эти запасы на 50...75% из-за разрыва связей с поставщиками после развала СССР, то есть мобилизационные резервы оказались одним из главных источников экстренной помощи для нашей промышленности, сельского хозяйства и всех видов транспорта.
На создание и сохранность государственных стратегических запасов сырья и материалов обращается большое внимание в США. Если к 1939 г. стоимость таких запасов составляла 70 млн долл., то в 1951 г. - 2,1 млрд долл., а в 1962 г. - 8,7 млрд долл. К началу 90-х годов их стоимость достигла 10 млрд долл. Работа по созданию стратегических запасов контролируется конгрессом США, а их использование разрешается лично президентом страны. До трети баз хранения стратегических запасов принадлежит Министерству обороны США. Кроме того, США в содружестве с рядом других стран накапливают и хранят значительные объемы нефтепродуктов, которые в 1991 г. составили 600 млн баррелей на 20 млрд долл.
Не вызывает сомнения, что даже самая стойкая армия потерпит поражение, если не будет в достаточной степени вооружена, снабжена всем необходимым, обучена. Примеры этого можно найти в Великой Отечественной войне, когда благодаря самоотверженному труду в тылу (женщин, стариков и детей) наша армия смогла разгромить отлаженную военную машину фашистской Германии. Труженики тыла обеспечили ежегодный выпуск до 27 000 самолетов, 24 000 танков, свыше 111 000 орудий. При этом следует помнить, что объем поставок по ленд-лизу составил: самолеты - 12%, танки - 10%, орудия - 2%.
От войны к войне потребность в ресурсах увеличивается. Если в годы Второй мировой войны на каждого военнослужащего США ежедневно расходовалось до 20 кг материальных средств, то сейчас, в мирное время, суточная потребность военнослужащего НАТО составляет 40 кг, а номенклатура предметов снабжения армии достигает 4 млн наименований. Пуск одной крылатой ракеты «Томагавк» обходится в 30 млн долл., а одной зенитной управляемой ракеты комплекса «Патриот» - в 1 млн долл. Как показал опыт войны с Ираком, удары высокоточными средствами нападения осуществляются не только по военным объектам (ракетные базы, группировки войск, аэродромы, узлы связи), но и по крупным населенным пунктам. Огромных затрат требует и производство сложной техники (каждый грамм ее стал дороже грамма золота) и боеприпасов (табл. 9.1).
Гражданская оборона является частью общегосударственных оборонных мероприятий, поэтому вопросы пассивной обороны решаются на общегосударственном уровне и во всех производственных звеньях народного хозяйства в мирное и военное время.
На каждом ОЭ заблаговременно проводится огромный объем работ, включая мероприятия:


организационные, которые предусматривают планирование действий личного состава штаба, служб и формирований ГО ОЭ в условиях чрезвычайной ситуации;


технологические, осуществляемые для повышения устойчивости функционирования ОЭ путем введения технологического режима, исключающего возникновение вторичных поражающих факторов;


инженерно-технические, которые должны обеспечить повышение устойчивости элементов ОЭ к любым поражающим факторам. Из всего указанного комплекса работ особо важное значение принадлежит именно им.

Таблица 9.1
Удорожание военной техники

Бомбардировщик

Год выпуска

Стоимость единицы техники, млн долл.
В-29

1946

8
В-52

1962

56
В-1В

1986

434
В-2

1988

532

Под устойчивостью технической системы понимают ее способность сохранять работоспособность при нештатном воздействии, то есть под устойчивостью функционирования ОЭ надо понимать его способность выпускать установленные виды продукции в объемах и номенклатуре, предусмотренных планами для условий ЧС. Для объектов, не связанных с производством материальных ценностей (транспорт, связь, ЛЭП), устойчивость определяется их способностью выполнять свои функции в условиях ЧС.
В связи с этим различают понятия [3, 22, 26, 33, 60, 62]:


устойчивость функционирования народного хозяйства страны в целом - это способность обеспечить жизнедеятельность государства, выпуск продукции (промышленной и сельскохозяйственной), работу энергетики, транспорта, связи в военное время;


устойчивость функционирования отрасли народного хозяйства в условиях разрушения части ее объектов и частичного нарушения производственных связей -это способность в условиях ЧС производить основную продукцию в запланированном объеме;


устойчивость ОЭ - это способность всего его комплекса, то есть зданий, оборудования, складов, коммуникаций, транспорта противостоять разрушающему действию поражающих факторов;


устойчивость функционирования ОЭ - это его способность в условиях ЧС производить продукцию в запланированном объеме и номенклатуре, а при получении слабых и средних разрушений, частичном нарушении производственных связей восстанавливать производство в минимальные сроки.

Все промышленные ОЭ независимо от их конкретного назначения имеют много общих черт: здания и сооружения основного и вспомогательного производства, складские помещения и здания административно-хозяйственного назначения; станочное и технологическое оборудование; элементы газо-, паро-, тепло-, водоснабжения; между собой здания соединены сетью внутреннего транспорта, связью, сетью энергоносителей. Средняя плотность застройки составляет 30...60%.
Устойчивость функционирования ОЭ в первую очередь определяется рядом условий:
О возможностью защиты рабочих и служащих ОЭ от всех поражающих факторов, в том числе и от вторичных;


способностью элементов ОЭ (его строений, оборудования, коммунально-энергетических сетей) противостоять любым поражающим факторам;


надежностью системы снабжения ОЭ всем необходимым для производственной деятельности (сырьем, топливом, комплектующими);


надежностью системы управления, оповещения и связи;


возможностью восстановить производство после разрушающего воздействия поражающих факторов.

При решении задач повышения устойчивости функционирования ОЭ и отраслей народного хозяйства важнейшее значение имеют нормы проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (ИТМ ГО), изданные как часть строительных норм и правил (СНиП 2.0.151-90). Все вновь строящиеся ОЭ и их элементы возводятся в строгом соответствии с этими нормами под жестким контролем органов ГОЧС.
Исследование устойчивости функционирования ОЭ начинается задолго до ввода его в эксплуатацию. Это делается на стадии проектирования, технических, экологических, экономических и других экспертиз. Каждая реконструкция или расширение объекта (его элемента) также требует нового исследования устойчивости. Таким образом, исследование устойчивости - это не одноразовое действие, а динамический, длительный процесс, требующий постоянного контроля и внимания со стороны руководства, главных специалистов, служб гражданской обороны.
Основные требования норм ИТМ ГО к планировке и застройке городов, размещению в них ОЭ. Требования норм ИТМ ГО направлены на снижение вероятного ущерба, количества жертв, создание приемлемых условий для проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР) в возможных очагах поражения. Выполнение этих требований повышает устойчивость работы городского хозяйства.
Снижение плотности застройки территории города, создание отдельных микрорайонов, городов-спутников, границами которых становятся парки, полосы зеленых насаждений, водоемы, широкие магистрали - все это создает противопожарные разрывы. Наличие водоемов дает возможность использовать их при тушении пожара, так как вероятность сохранения работоспособности водопровода мала.
Устройство широких магистралей и создание необходимой транспортной сети призвано не допустить образования сплошных завалов, затрудняющих действия спасателей и эвакуацию населения. Ширина незаваливаемой магистрали определяется формулой Ш=Ц^+ 15 м, где Н^ - высота наиболее высокого здания на магистрали, м (если оно не каркасной конструкции). Внутригородская транспортная сеть между жилыми и промышленными районами должна быть надежной, иметь выходы за город, к вокзалам, пристаням.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях