www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Печатная (письменная) культура дает широкую возможность для общения людей во времени и пространстве, преодолевая века и расстояния. Самым мощным фактором прогресса в развитии СМК сегодня являются компьютер и Интернет, охватывающий весь мир и делающий доступным мгновенное вступление в контакт с любым источником информации. Однако одним из парадоксов современной ситуации является огромная масса контактов через медиа и параллельно с этим дефицит общения - социокультурная и психологическая проблема;


- нормативная (идеологическая), проявляющаяся в том, что медиакультура несет ответственность за процесс социализации личности, усвоение ею социального опыта, знаний, норм, идеалов, соответствующих данному обществу, данной социальной группе. Сюда же относятся обычаи и традиции, этикет и нравы, законы и конституционные акты – словом, все то, что образует право, мораль, идеологию. Общество трансформируется, изменяется, модернизируется и система массовых коммуникаций, роль которых усиливается именно в переломные, кризисные периоды;


- релаксационная (развлекательная), связанная с потребностью личности в физическом и психическом расслаблении, разрядке, что предопределено наличием в культуре медиа, по мнению Й. Хейзенги, игрового начала, представленного современной индустрией развлечений множеством средств: от фильмов определенных жанров (детектив, триллер, эротическая мелодрама, фантастика и т.д.) до интерактивных игр по телевидению или путешествий в виртуальных компьютерных мирах;


- креативная, заключающаяся в способности медиакультуры осваивать и преобразовывать мир, окружающую жизнь, среду обитания. С помощью получаемой из СМК информации индивид расширяет свои познания о мире, осмысливая его с разных точек зрения: философской, нравственной, экономической, эстетической, правовой и т.д.; при этом проявляется его любознательность, желание познать себя в окружающем мире, проникнуть в тайны природы и человеческого бытия. Благодаря данной функции искусство медиа способно в большей степени, чем другие формы общественного сознания, «вовлекать в круг социальной жизни интимные и самые личные стороны нашего существа» (Л.С. Выготский); индивид адаптируется в современной жизни, окружающей среде, получает ответы на многие вопросы;


- интеграционная, состоящая в формировании – посредством спутникового телевидения, сетевых технологий, основанных на цифровом способе передачи информации - новой среды для распространения потоков информации. Медиакультура (в частности, в лице Интернета) становится мощным фактором интеграции различных культур в единое целое. Различия культур при этом сохраняются, но дело не в уничтожении различий (чего опасаются противники глобализации), а в объединении разных традиций. Интеграционная функция медиакультуры, таким образом, направлена не на уничтожение культурной самобытности, а на объединение культур во имя мира и взаимопонимания между народами планеты;


- посредническая, дающая возможность разным социальным группам общаться друг с другом, устанавливать контакты, являющаяся инструментом управления обществом. В отличие от других видов культуры медиакультура реально выполняет политическую, управленческую функцию. Обладая мощной, многосторонней и масштабной властью над чувствами и сознанием людей, медиа стала «четвертой властью», значимость которой усиливается в период становления гражданского общества, основанного на принципах демократии и плюрализма, политической свободы и гласности.


По нашему мнению, «информационный космос» обладает почти безграничными возможностями влияния на жизненный мир каждого человека и, соответственно, способен трансформировать ценностно-смысловые системы, составляющие основу национально-культурной ментальности населения разных стран. Культурные системы, оказавшиеся, в силу объективных причин (бушмены, аборигенное население Австралии и т.д.), а также субъективной политики (самоизоляция Японии, «железный занавес», арабские культуры и т.д.) в изоляции неизбежно стагнируют, консервируются или вообще умирают. И чем надежнее закрыта система, тем скорее происходит деградация культуры. Это, кстати, подробно показал еще Э.Б. Тайлор в своем известном труде «Первобытная культура». Бессмысленно поэтому пытаться находить способы существования вне глобальных процессов и одновременно пытаться настаивать на вселенской роли («русская идея», «авангард человечества», противостояние «империи зла» и др. варианты мессианизма), так как можно оказаться на обочине истории или даже вообще в качестве культуры, представляющей собой музейную ценность, хотя и живую (индейские племена, на которые приезжают посмотреть туристы и последователи Кастанеды).


Медиа периода постмодернизма отличают такие черты, как: «1) неопределенность, открытость, незавершенность; 2) фрагментарность, тяготение к деконструкции, к коллажам, к цитатам; 3) отказ от канонов, от авторитетов, ироничность как форма разрушения; 4) утрата «Я» и глубины, поверхностность, многовариантное толкование; 5) стремление представить несопоставимое, интерес к изотерическому, к пограничным ситуациям; 6) обращение к игре, аллегории, диалогу; 7) репродуцирование под пародию, травести; 8) карнавализация, маргинальность, проникновение в жизнь; 9) перфоменс, обращение к телесности, материальности; 10) конструктивизм, в котором используются иносказание, фигуральный язык; 11) имманентность» (И. Хассан) (93, 354-355). Человек, живущий в постоянном страхе перед смертью, перед краткостью своей земной жизни, пытается продлить свое существование, бросаясь из одной крайности в другую: то в медицину, то в мистику, то в безрассудный разгул, безжалостно растрачивая богатства природы и культуры. «Главным учителем жизни» становится аудиовизуальная культура, формирующая экранное поколение мальчиков-телеэкранчиков, сосущих палец, тупо уставившись на экран. Телевидение порождает поколение созерцателей. Большинство кинофильмов, комиксы, телевидение проповедуют насилие и животные инстинкты. Существует прямая связь между резким увеличением количества садистских преступлений и новой волной садистских передач по радио и телевидению, которые не смогут приносить пользу обществу, пока они не освободятся от тлетворного влияния коммерческой рекламы. Кино, ТВ, видео приобретают немыслимую власть над умами и душами сотен миллионов людей благодаря имманентной достоверности фотоизображения, а затем звукозаписи и звуковоспроизведения. «Сфотографированная жизнь уподоблена куску мяса как фрагменту реальности, вырезанному рамкой кадра из туши окружающего мира и в такой «сырой» форме представленному зрителям» (163, 273).


Медиа не просто способствует доминированию в бытии-в-мире бытия-с-другими (подавляющего бытие-самого-себя) (термины М.Хайдеггера), обезличиванию человека, превращению его в такого, «как все». Благодаря массмедиа эта тенденция многократно усиливается, бытие-с-другими превращается в принудительную реальность, которой нельзя избежать и формы которой человек часто не имеет возможности выбирать, подверженный воздействию зомбированной посредством СМИ массы, деформирующей личность, постепенно стирающей этнокультурное своеобразие индивида, трансформирующей все социальные проявления. Усреднение образа жизни и условий труда, восприятия и потребностей, возможностей и перспектив превращает людей в достаточно однородную массу, универсальным способом формирования настроений, переживаний, оценок, стандартов жизни которой становится массмедиа.


С развитием информационных техник и технологий, средств информации и коммуникации, транслирующих, оперирующих, трансформирующих, дозирующих информацию, наступил особый этап некоего информатизационного управления обществом, когда власть основана и осуществляется путем управления информационными потоками. Самостоятельная духовная жизнь человека постепенно становится невозможной ввиду «организованной» жизни информационного общества. Так, посредством современных информационных технологий осуществляется управление мнениями, воздействие на целые народы, радикальное изменение расстановки сил в обществе. Особые высокие технологии позволяют фактически создать виртуальное социальное пространство за счет формирования нужного типа сознания и культуры. В современном мире реальную власть имеет тот, кто не просто располагает информацией, а ею распоряжается, транслирует и тиражирует, кто живет по принципу не «разделяй и властвуй», а «объединяй и направляй», причем под словом «объединяй» следует понимать массовое программирование в едином направлении, создание массового человека, вернее даже - человека толпы, скопления «разрозненных, атомизированных индивидов, которых связывает лишь то, что они оказались в сфере действия единого силового поля массовых коммуникаций, которые образуют «толпу на дому» (термин С.