www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ




Итак, по нашему мнению, экология культуры - матрица формирования человека и мира в пространстве глобализации, способствующая переходу в ноосферу и преодолению деструктивных, антигуманистических процессов в политической, военной, информационной, экономической, технологической, экологической, социальной и культурной сферах человеческой деятельности.


Таким образом, в ситуации разрушения социокультурного пространства периода постмодернизма экология культуры предстает как открытая полифункциональная система, ориентированная на преодоление разнообразных, разнородных деструктивных процессов посредством базового ценностно-нормативного потенциала традиционных антропологических констант как национального, так и планетарного культурного ландшафта, реконструкция, сохранение и популяризация которых обусловливает переход биосферы в ноосферу, достижение гармонии бытия человека, природы и общества.

Заключение

Подводя итоги диссертационного исследования, констатируем, что фундаментальной метафорой современного техногенного мира оказывается не экология (биологическая наука), а экология культуры (культурологическая дисциплина), ориентированная на установление гармонии между природой и культурой, на «устойчивое развитие» системы «человек – природа - общество», обусловленная экологической культурой личности, овладевая которой, она осознает общие закономерности развития природы и общества, считает природу родным домом, нуждающимся в постоянной защите и заботе, являющимся постепенно расширяющимся микрокосмом, способным раздвинуться до масштабов планетарного пространства культуры.


Учитывая многоаспектность значения междисциплинарной, интегративной дефиниции «экология культуры», мы понимаем ее многовекторность, полинаправленность: не только как экологическую культуру, науку об отношении культуры общества с окружающей средой, и экологическую эстетику, науку об эстетическом восприятии окружающей среды, но и как культурную экологию, науку, изучающую связь между природными условиями и культурой определенного региона, народа, государства. Поэтому экология культуры, по нашему мнению, представляет собой феноменальный универсум, способный синтезировать процессы гуманитаризации и экологизации, обеспечить гармоничное функционирование системы «человек – природа – общество», с незапамятных времен детерминированный в различные формы человеческой жизнедеятельности. Недостаточно полно представленная в научно-теоретической литературе (что и предопределило ракурс авторского понятийно-терминологического аспекта ее истолкования), экология культуры, на наш взгляд, - феномен, соединяющий природу и культуру, обеспечивающий - наряду с сохранением природной среды - сохранение культурной среды (культурного наследия).

Осмысливая статус экологии культуры в системе «человек – природа - общество», мы определили, что она является одной из ведущих составляющих экологии человека, от которого зависит социокультурный ландшафт и региона, и государства, и мира, обнаруживаемый в:


- запечатлении феномена этнокультурной идентичности (что, в частности, проявляется благодаря языку (например, имени) как концепту формирования человека и мира, как концепту вневременного формирования системы истинных ценностей (в частности, патриотизма, мужества, гуманизма, соборности, милосердия, веры);


- выявлении этнозащитных функций культуры;


- репрезентации духовно-творческих традиций культуры;


- запечатлении состояний и явлений духовной жизни человека (находящих отражение в прапамяти, становящейся источником творчества, а значит – культуры, как и собственно экологии культуры). Поэтому экология культуры как базисная система антропологических ценностей способствует формированию общечеловеческих, этнических, национальных и личностных констант, востребованных в период перехода от естественнонаучной картины мира, деструктурированной в ситуации постмодернизма, к ноосфере, к гуманистической картине мира.


Действительно, экологический гуманизм становится феноменом развития экологического сознания в контексте сохранения как первой (природы), так и второй (культуры) природы. Благодаря экологическому гуманизму, наделенный целостным восприятием мира, бытия человек (в частности, носитель и создатель культуры) равнозначно относится к важности сбережения и среды обитания (процесса творчества), и результатов этого обитания (художественных произведений, в частности). Считаем, что экология культуры сегодня - это основа жизни социума, базирующаяся и на традициях экологической культуры, и на почве социальной экологии, как и процесс сохранения культурного наследия прошлого для творческого продолжения его в настоящем, для реализации потребности в обозначении и сохранении культурной идентичности.
Благодаря экологии культуры, одному из разделов экологической эстетики, исследующей проблемы эстетического с точки зрения диалектической взаимосвязи человека и окружающей природы (благодаря чему человек преобразовывает не только природу, но и самого себя), культура предстает не просто как специфическая обработанность, оформленность человеком природы, вещей, самого себя, своих действий и их результатов, но и как особое одухотворение мира, очеловечивание его, облагороженность мыслей, чувств, настроений, намерений и их выражение вовне, закрепление их в действиях, нормах и идеалах жизни, в вещных носителях культуры (А. Швейцер). Таким образом, экологический гуманизм, выступая как ценностная система одухотворения мира, его гармонизации, очеловечивания, нормирования, стандартизации, идеализации, является феноменом развития экологического сознания в контексте сохранения природы, культуры и самого человека как базовых сторон культурного ландшафта.
Возникшие на рубеже двух тысячелетий, приобретшие планетарный характер, экологические проблемы обусловили необходимость нового осмысления взаимоотношений «человек и природа», особенности антропогенного влияния на окружающую среду, воспринимаемой теперь не только пространством «натуры», «естественного», но и пространством культуры, «искусственного». Выступая координатором взаимоотношений системы «человек – природа - общество», основываясь на почве экологической культуры, экология культуры представляется нам открытой динамичной матрицей высоконравственных и ценностных установок, цель которой – сохранение природно-социально-культурного потенциала человеческого общества, формирование его устойчивого экологического пространства.
Осмыслив широкий круг текстов культуры, подчеркиваем, что экология культуры актуализирует антропологические ценности, составляющие смысло-содержательное ядро культуры в системе «человек – природа - общество» в аспекте ее доминантных звеньев, представляющих национальную «концептосферу» (Д.С. Лихачев), всесторонне воплощенную в «текстах культуры»:
- «человек» (Ребенок, Мать, Отец, Дом, Путник, Труд, Добро, Милосердие, Любовь, Вера, Духовность, Надежда и др.);
- «природа» (Земля, Небо, Вода, Огонь, Воздух, Дерево, Трава, Солнце, Лошадь, Птица, Пожар и др.);
- «общество» (Семья, Родина, Родной край, Малая родина, Патриотизм, Долг, Честь, Героизм, Соборность и др.).
По нашему мнению, источниками воссоздания эколого-культурных ценностей как ядра культуры являются:
- образцы дописьменных средств общения и информации, родовые и семейные традиции, «сохраняющие качество любой культуры» (Н.А. Бердяев), народная педагогика, обряды, ритуалы и иные формы традиционной культуры;
- образцы классического искусства, отразившие особенности национального менталитета, произведения литературы, музыки, хореографии, живописи, театра, архитектуры, скульптуры и др., объединенных семиотическим смыслом отечественной культуры;
- лучшие образцы массовой культуры, имеющие транснациональный характер и ориентированные на вхождение человека в мир культуры посредством последовательного возвышения духовных интересов и потребностей людей, их восхождения к подлинным высотам отечественной и мировой культуры.
Комплекс данных ценностей, по нашему мнению, представляет национальную концептосферу, способную обеспечить цивилизованный прорыв в новое мировоззрение, иную систему ценностей, тождественных неизменным общечеловеческим нравственным заповедям, уважения к другим народам без различий – политических, национально-этнических, религиозных – в общих чувствах добра, справедливости, правды, уважения человеческого достоинства.