www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Поставленные в диссертационном исследовании задачи, апробированные пути их решения, полученные результаты могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по проблемам изучения эколого-культурных процессов в современном пространстве. Результаты и выводы работы раздвигают концептуальные границы понимания экологии культуры как доминанты личностного, национального и планетарного развития, что делает возможным использование данной работы в деятельности государственных и общественных организаций при разработке экологической политики, в реализации практических культурно-образовательных, социокультурных, культурно-информационных проектов и программ различного уровня эколого-культурной направленности.


Материалы работы нашли применение в содержании дисциплин «Культурология», «Мировая художественная культура», «История искусств»,
«Социология культуры» и др., в содержании курсов по выбору.
Апробация результатов исследования.


По теме диссертации опубликованы тезисы и статьи на научных конференциях международного, всероссийского, регионального уровней. Результаты диссертационного исследования периодически докладывались автором в выступлениях на различных форумах: «Формирование экологии языка средствами народной художественной культуры» (Мир культуры - культура мира. Международная научно-практическая конференция. г. Москва, МГУКИ. Май, 2005); «Экология языка как концепт формирования патриотизма» (Патриотизм как концепт формирования человека и мира. Межвузовская научно-практическая конференция. г. Белгород, БелГУ – БелГИК. 13 апреля 2005); «Экология человека и экология культуры: К проблеме значимости экологии языка» (Социально-экологическая культура как основа экологической безопасности регионов. Всероссийская научно-практическая конференция. г. Белгород, БелГУ, 13-14 октября 2005); «Экологический гуманизм как основа экологии культуры» (Язык, фольклор, культура: проблемы взаимодействия. Межрегиональная межвузовская научно-практическая конференция. г. Белгород, БелГУ – БелГИК. 9 декабря 2005); «Экология информационного пространства в современной социокультурной среде» (Лихачевские чтения. Межвузовская научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева. г. Белгород, БелГИК. Декабрь, 2006); «Экология культуры как фактор формирования экологии личности» (Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в современных условиях: опыт, проблемы, перспективы. Межвузовская научно-практическая конференция. г. Белгород, БелГИК. Февраль, 2007); «Экология информационного пространства в аспекте влияния медиакультуры на молодежь» (Православие и духовный мир молодежи. Межрегиональная научно-практическая конференция. 17-18 апреля 2007).
Основные положения исследования отражены в 6 публикациях автора (в том числе и в издании ВАК) объемом 2 п.л.

Глава 1. Философско-культурологические основания
экологии культуры

История человечества – это не только истории отдельных людей, но история эволюции Человека, его Разума на благодатной почве Природы, история цивилизаций, результаты жизнедеятельности которых, увы, неоднократно становились экологическими кризисами, влекущими за собой уничтожение самих цивилизаций, сменяемых новыми, возникавшими в девственных районах земного шара.


Сегодня общецивилизационная проблема всеобщего уничтожения требует своего скорейшего разрешения в духе следования «экологическому императиву» (129, 8), цель которого – «коэволюция Человека и биосферы» (129, 31), обретение гармонии взаимодействия Человека и Природы, сохранение жизни как связующего звена между Космосом и Землей, доминирование Разума, появление ноосферы, что возможно при реализации нравственного закона, довлеющего над экологическим, побуждающего к сохранению цивилизации посредством спасения старых и создания новых ценностей, которые – в отличие от каждого живого существа, способного самостоятельно обеспечить собственную стабильность (гомеостазис), – не обладают механизмами восстановления, самореставрации. Будучи свидетельствами поступательной эволюции человека и цивилизации, факторами обеспечения их нравственности, они становятся концептами пространства жизни человека разумного, не способного перейти роковой черты, находящегося в неразрывной связи и с Природой, и с Культурой. Поэтому экология личности, экология человечества, глобальная экология оказываются зависимыми от нравственного закона – кристаллизации человеческого опыта, наиболее ярко и полно нашедшего воплощение в Культуре, «результате преобразования природы» (112, 37), превратившей хаос в упорядоченный Космос, не менее Природы нуждающийся в особой охране концепт прогресса, которому и посвящена данная глава.

1.1.

Экология культуры: к проблеме осмысления понятия

В условиях кризиса дестабилизированного общества, в ситуации потенциально радикального обновления цивилизации, образа жизни и мысли человека рубежа ХХ-XXI вв. непреходящую значимость приобретает экология культуры как феноменальный универсум, который способен синтезировать процессы гуманитаризации и экологизации, обеспечить гармоничное функционирование системы «человек – природа – общество» («Человек» - обозначение и рода (Homo sapiens), и социально-исторического, и расово-этнического типа, и индивидуального бытия отдельного человека; «природа» - весь существующий материальный мир; «общество» - социальная конструкция и ее конкретные пространственно-временные модификации (среди которых - первобытное общество, феодальное общество и т.п.). Данная система предполагает три варианта функционирования: первый - когда человек находится в полной зависимости от естественной среды обитания; второй – тот случай, когда человек доминирует в системе природных связей и отношений; третий – когда человек и природа действуют и существуют в одной и той же сфере, находясь, таким образом, в состоянии полного равноправия).
В конце ХХ в., когда система «человек – природа - общество» способна существовать исключительно в третьей модификации, особую значимость в социокультурном пространстве приобрела понятийная пара «экология - культура», составляющая такой феномен, как экология культуры.
Общеизвестно, что слово «экология» образовано от греческого «oikos» («дом, родина») и «logos» («понятие, учение»), а потому буквально означает «наука о доме» («изучение собственного дома»). Когда в 1869 г. немецкий биолог Эрнст Геккель предложил использовать этот термин, то имел в виду «изучение отношений между любым биологическим организмом и его средой, причем внимание сосредоточивалось на организмах растений и животных, меньше всего в круг <…> интересов входил такой объект, как организм человека, а тем более человек как социальное существо» (95, 8). Спустя несколько лет, в 1887 г. Карл Мебиус рассматривал сообщество организмов на коралловом рифе как экосистему, «биоценоз». Следующим шагом в развитии теории экосистемы стал переход от понятия «биоценоз» к понятию «биогеноценоз». С течением времени экологию как науку заинтересовала глобализация объектов, которыми (в отличие от отдельных организмов) явились популяции, а затем – вся биосфера планеты.
Возникшая в конце XIX столетия, экология первоначально выступала как учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом; по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и Мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё первостепенное значение. Таким образом, с конца 60-х гг. ХХ в. человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса». Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, уже упоминавшийся процесс истощения и опустынивания земель привёл к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как вида. Интерес к экологии, к отношениям между человеческими сообществами и окружающей их географической, природно-климатической, социальной и культурной средой обитания чрезвычайно возрос, что обосновано тотальным антропогенным влиянием на все сферы жизнедеятельности.