www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЯ ЧАСТЬ 4


Сведения об организации производственного экологического
контроля предприятия обязаны представлять в органы исполнительной
власти и органы местного самоуправления.
Поскольку для обеспечения необходимого уровня качества
работ на ряд видов экологической деятельности требуется особое
разрешение (например, на проведение инструментальных
измерений), то предприятия (прежде всего небольшие) часть
производственного контроля выполняют, привлекая специализированные
организации. Однако недооценивая важность природоохранной
деятельности и стремясь уменьшить затраты,
предприятия часто экономят на содержании собственной эко-
10.4. Регламентация воздействия на биосферу 54 I
логической службы и сводят производственный контроль к минимальному
объему, выполняемому организациями-подрядчиками,
что снижает эффективность самого действенного вида
экологического контроля. Тем не менее по законодательству
ответственность за все несвоевременно выявленные нарушения
несут руководитель предприятия, лицо, ответственное за
природоохранную деятельность, и руководители соответствующих
структурных подразделений.
Муниципальный экологический контроль. Данный контроль
осуществляется на территории муниципального образования
органами местного самоуправления или уполномоченными
ими организациями. Это новый вид экологического контроля,
появившийся в соответствии с пп. 1, 2 ст. 68 Федерального
закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС».
Общественный экологический контроль. В соответствии
с пп. 3, 4 ст. 68 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об
охране ОС». Этот контроль осуществляется общественными и
иными некоммерческими объединениями в соответствии с их
уставами, а также гражданами. Его задача — проверка выполнения
требований природоохранного законодательства как
всеми юридическими лицами от министерства до предприятия,
учреждения или организации независимо от формы их
собственности и подчиненности, так и всеми должностными
лицами и гражданами.
Общественные контрольные функции реализуются, в частности,
при участии общественных объединений в оценке воздействия
планируемой деятельности на ОС (в рамках ОВОС).
Общественный контроль осуществляется и за принятием экологически
значимых решений в рамках общественной экологической
экспертизы. Важной формой общественного экологического
контроля деятельности предприятий и государственных
органов является предусмотренное Федеральным законом от
10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» право граждан и общественных
объединений затребовать информацию о состоянии ОС и
принимаемых мерах по ее охране, а также право граждан
предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
Тем не менее концепция общественного экологического контроля
реализована пока не полностью. В ее развитие с 2002 г.
в нашей стране законодательно введено требование проведения
экологического контроля в области охраны ОС на муниципальном
уровне.
Мониторинг. Мониторинг (от лат. monitor — напоминающий,
надзирающий) — система выполняемых по заданной про-
542 Глава 1 0. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
грамме регулярных комплексных долгосрочных наблюдений за
состоянием ОС, ее загрязнением, происходящими природными
явлениями, а также оценка и прогноз последующих изменений
(рис. 10.17). Один из главных принципов мониторинга — непрерывность
слежения. Экомониторинг является начальным
этапом системы обеспечения экологической безопасности.
Мировое сообщество пришло к осознанию необходимости
координации усилий по сбору, хранению и переработке данных
о состоянии ОС в конце 60-х годов XX в. накануне Стокгольмской
конференции (см. разд. 10.7.3), где впервые договорились
об определении понятия «мониторинг».
Мониторинг за состоянием ОС в нашей стране осуществляется
в соответствии с Постановлением Правительства РФ
Рис. 10.17. Схема мониторинга состояния природной среды
(по В. В. Петрову)
10.4. Регламентация воздействия на биосферу 543
«О создании Единой государственной системы экологического
мониторинга» от 24.11.93 г., а санитарно-гигиенический мониторинг
проводится органами Госсанэпиднадзора на основании
Постановления Правительства РФ от 06.10.94 г.
Различают три уровня территориального охвата современного
мониторинга:
• локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический);
• региональный (геосистемный, природно-хозяйствен-
ный);
• глобальный (биосферный, фоновый), включающий в себя
наблюдения за состоянием ОС из космоса — космический
мониторинг.
В основных структурных элементах ОС ведутся постоянные
наблюдения за присутствием следующих наиболее опасных для
природных экосистем и человека загрязняющих веществ:
• в атмосферном воздухе — оксидов углерода, азота, серы,
взвешенных веществ (аэрозолей), углеводородов,
радионуклидов, бенз(а)пирена;
• в поверхностных водах — нефтепродуктов, фенолов, соединений
фосфора и азота, тяжелых металлов, пестицидов,
минеральных солей, а также контролируется комплексный
показатель рН;
• в биоте — тяжелых металлов, радионуклидов, пестицидов.
Проводится мониторинг воздействия вредных физических
факторов, таких, как радиация, шум, электромагнитные поля
и излучения. Контролируются прежде всего зоны влияния соответствующих
крупных источников, а именно АЭС, аэропортов,
крупных промышленных и транспортных центров, электростанций
и линий электропередачи, телерадиоцентров и ретрансляторов.
В настоящее время в рамках деятельности Всемирной Метеорологической
организации создана мировая сеть станций
фонового мониторинга, осуществляющая слежение за определенными
параметрами состояния ОС. Работа проводится под
эгидой Программы ООН по окружающей среде и координируется
ЮНЕСКО. Наблюдениями охвачены все типы экосистем.
В России станции комплексного фонового мониторинга расположены
в шести биосферных заповедниках (см. разд. 10.2.2),
они являются частью глобальной международной сети наблю-
544 Глава 1 0. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
дений. Основными направлениями для изучения глобального
мониторинга в нашей стране является изучение:
• глобальных изменений (вследствие загрязнений), проявляющихся
повсеместно, например, изменений климата;
• эффектов, связанных с распространением загрязнений
на большие расстояния, включая трансграничный перенос,
например, закисление почв под влиянием выбросов
в атмосферу соединений серы;
• результатов антропогенных воздействий, которым свойственна
большая инерционность эффекта, например эффект
накопления хлорорганических пестицидов.
Выделяют две составные части мониторинга — абиотическую
(геофизическую) и биотическую. Биотический мониторинг
(наблюдения за биотой экосистем) в качестве одного из
методов использует биоиндикацию — определение биологически
значимых нагрузок по реакции на них живых организмов
и их сообществ. В качестве индикатора выбирается тот вид,
который имеет узкую амплитуду экологической толерантности
по отношению к какому-либо фактору среды. Преимущественно
это растения, ибо они не способны к активному перемещению
(см. разд. 3.5).
Мониторинг ОС — самостоятельная пассивная (не преследующая
цель принуждения) функция государственного управления.
В 90-е годы XX в. мониторинг и экологический контроль
частично смешивались. Закон РСФСР от 19.12.91 № 2060-1
«Об охране окружающей природной среды» содержал ст. 69
о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей
природной среды в разделе X «Экологический контроль
»). Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» включает отдельную главу X, посвященную
государственному мониторингу ОС, в которой отмечается, что
этот мониторинг осуществляется для наблюдения за состоянием
ОС, в том числе в районах расположения источников антропогенного
воздействия, и за воздействием антропогенных источников
на ОС.
Государственный экологический мониторинг ведется в целях
обеспечения потребностей государства, юридических и физических
лиц в достоверной информации об истинном состоянии
ОС в нашей стране, необходимой для:
10.4. Регламентация воздействия на биосферу 545
• разработки прогнозов социально-экономического развития
и принятия соответствующих решений; целевых
программ в области охраны ОС и соответствующих мероприятий;
• предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных
последствий изменения состояния ОС.
В настоящее время информация общего назначения, полученная
в процессе экомониторинга, представляется:
• бесплатно — органам государственной власти и органам
единой государственной системы по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• за плату (возмещающую расходы на ее подготовку, копирование
и передачу по действующим системам связи)
всем другим пользователям.