www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЯ ЧАСТЬ 4


Результаты экомониторинга природной среды включают в
содержание отраслевых кадастров природных ресурсов (см.
разд. 10.3) и используют их для принятия экологически значимых
хозяйственных и иных решений.
10.4.8. Экологический аудит
Экологический аудит — независимая, комплексная, документированная
оценка соблюдения субъектом хозяйственной
и иной деятельности требований (включая международные) в области
охраны ОС и подготовка рекомендаций по улучшению этой
деятельности.
Система экологического аудита в России создана приказом
Госкомэкологии РФ от 16.10.97 № 453. Аудит является видом
предпринимательской деятельности, включающей в себя комплекс
мероприятий, обеспечивающих его проведение. Он носит
преимущественно добровольный характер и с эколого-право-
вой ответственностью непосредственно не связан.
Экологический аудит — важное средство проверки экологической
эффективности и оказания помощи в ее повышении.
Он может быть заказан, например:
• органами надзора или властными структурами как
обычная контрольная процедура либо как ответ на поступивший
запрос от общественных организаций;
• собственником предприятия как элемент экологического
управления для оценки возможных расходов, например
при экологическом страховании;
18 Экология
546 Глава 10. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
• инвестором для определения уровня возможных расходов
при финансировании некоего проекта;
• банком для решения вопроса о целесообразности и (или)
допустимости предоставления целевого кредита1;
• страховой компанией перед заключением договора страхования
для уточнения его условий;
• потенциальным покупателем для определения объема
затрат и издержек после приобретения объекта в собственность.
Предметом экологического аудита является фактическая
экологическая деятельность экономического субъекта (ассоциации,
концерна и т. д.), в том числе:
• природоохранные цели и задачи, экологическая политика
аудируемого объекта;
• минимизация выбросов и сбросов от производства, их
мониторинг и регулирование;
• размещение, переработка, ликвидация отходов;
• экологическое управление потребляемыми производством
природными ресурсами, их рациональное использование
и мониторинг;
• деятельность по обеспечению экологической безопасности,
в том числе предупреждение экологических аварий;
• деятельность по экологическому информированию, просвещению
персонала, взаимодействию с населением;
• взаимодействие с органами государственного экологического
контроля и управления;
• эколого-экономическая, эколого-правовая, уголовная
ответственность за нарушение природоохранного законодательства,
снижение риска ее возникновения и платежей
за загрязнение ОС.
Аудит основывается на целях, поставленных заказчиком.
Его объем, характеризуемый глубиной и границами, определяется
ведущим аудитором. Последовательность этапов экологического
аудита показана на рис. 10.18.
Типичные цели экологического аудита:
• определение соответствия системы управления ОС критериям
аудита;
1 Крупнейшие банки Швейцарии, Германии и ряда других стран не
предоставляют кредит без доказательства экологической целесообразности
проекта.
10.4. Регламентация воздействия на биосферу 547
• идентификация (выявление) области для потенциального
улучшения природоохранной деятельности проверяемой
организации;
• проверка того, насколько выпускаемая продукция,
сырьевые материалы, тара, упаковка соответствуют
требованиям потребителей в отношении экологической
чистоты.
Определение критериев проверки — важный начальный
этап аудита. На соответствующем уровне детализации они вырабатываются
ведущим аудитором и клиентом, а потом сообщаются
проверяемой организации. Критериями при аудите
могут быть политика, методы, процедуры или комплекс каких-
либо требований, по которым проверяются собранные данные
об объекте аудита.
Рис. 10.18. Последовательность этапов и схема взаимодействия участников
экологического аудита (по Е. В. Пашкову, Г. С. Фомину,
Д. В. Красному)
548 Глава 10. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
Аудит проводит группа из одного или нескольких аудиторов,
включающая при необходимости технических экспертов1
и аудиторов-практикантов. Один из аудиторов в группе выполняет
роль ведущего аудитора. При этом аудитор-эколог — это
лицо, аттестованное для проведения экологических аудитов,
критерии квалификации которых установлены в ГОСТ Р ИСО
14 012-98. К ним относятся:
• как минимум законченное высшее образование;
• надлежащий как минимум пятилетний стаж природоохранной
работы;
• официальное дополнительное образование в сфере экологических
аудитов;
• личные качества и навыки, среди которых: способность
ясно выражать понятия и идеи в устном и письменном
виде, а также здраво судить на основе объективных данных;
навыки межличностного общения и личной организованности;
способность с пониманием относиться к
традициям и культуре страны или региона, в которых
проводится аудит.
Сфера знаний, необходимых аудитору-экологу, распространяется
на такие вопросы, как:
• наука об окружающей среде и технология охраны ОС;
• технические и экологические аспекты работы основного
технологического оборудования, а также очистных сооружений;
• требования действующего экологического законодательства,
стандартов и нормативно-технических документов;
• процедуры, процессы и методы проведения аудита.
Привлечение внешних и (или) внутренних членов аудиторской
группы зависит от решения клиента — заказчика аудита.
Для объективности процесса аудита, его результатов и любых
выводов члены аудиторской группы должны быть независимы
от проверяемой ими организации (подразделения, структуры
и т. п.), т. е. не должны иметь какой-либо коммерческой, административной
или иной заинтересованности в результатах
аудита.
Отбор членов аудиторской группы должен гарантировать,
что она будет обладать широким спектром специальных зна-
Технический эксперт — лицо, которое предоставляет аудиторской
группе свои знания или опыт но специальному вопросу, но не участвует
в работе группы как аудитор.
10.4. Регламентация воздействия на биосферу 549
ний и опытом, необходимыми для проведения аудита. Каждому
члену группы поручается проверка конкретных элементов
системы управления ОС, функций и видов деятельности.
По требованиям экологических стандартов ИСО серии
14 000 экологический аудит должен быть направлен на четко
определенный и документально оформленный объект. Юридическое
лицо, ответственное за этот объект, должно быть известно
(идентифицировано) и официально оформлено в установленном
порядке. Отношения между аудиторами и клиентом
должны быть конфиденциальными и разумными. Если
этого не требует закон, члены аудиторской группы не должны
разглашать информацию или документы, полученные при
аудите.
Аудит начинают проводить только тогда, когда ведущий
аудитор приходит к выводу, что:
• собрана необходимая и достаточная информация об объекте;
• имеются достаточные ресурсы для процедуры аудита;
• имеет место адекватное сотрудничество со стороны проверяемой
организации.
Исходные данные (проверяемая информация) должны
быть такого качества и в таком количестве, чтобы компетентные
аудиторы, работая по одним и тем же критериям независимо
друг от друга, получили одинаковые результаты. Однако
вполне очевидно, что данные, собранные в процессе аудита,
могут быть только выборочными, что частично предопределено
ограниченностью длительности аудита и ресурсов. Поэтому
в экологических аудитах всегда присутствует элемент неопределенности,
о чем следует знать и помнить всем пользователям
соответствующих результатов.
В обязанности проверяемой организации, в частности, входит:
• представление помещения для аудиторской группы;
• назначение ответственных и компетентных работников
для сопровождения аудиторов и экспертов;
• обеспечение доступа к помещениям, персоналу, надлежащей
информации по требованию аудиторов и т. п.;
• сотрудничество с аудиторской группой для достижения
целей аудита.
Аудиторские данные собираются путем опроса, изучения
документов и наблюдения за деятельностью объекта проверки
и условиями, в которых она происходит.
5 5 0 Глава 10. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРЫ
В настоящее время контроль и управление природопользованием
в РФ осуществляется главным образом на основании
декларируемых самими предприятиями сведений о количестве
использованных ресурсов, а также выбросов, сбросов, отходов.
Фактическое воздействие на ОС оценить прямыми измерениями
чаще всего невозможно. При этом известно, что практически
всегда декларируемое воздействие занижено по
сравнению с действительным.