www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 1

Компоненты экологического сознания сохранялись на протяжении всей истории человечества, но менялись их значимость и соотношение.

Глава 4
БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВАНДАЛИЗМ
Прежде чем перейти к изложению основного содержания экологического сознания и законов его формирования и изменения, следует остановиться на одной из множества загадок, связанных с проблемой взаимоотношений человека с природой - агрессивным поведением человека по отношению к некоторым объектам природы, как органической, так и неорганической.
Суть этой загадки состоит в том, что хотя сами действия человека, совершаемые по отношению к объекту природы, вполне осознанны, причины, вызвавшие эти действия, не имеют своего рационального объяснения, они лишены утилитарного или эстетического смысла, иногда эмотивны, но чаще осуществляются человеком необдуманно
По-видимому, такое поведение является выражением чувств, запрятанных где-то в глубинах сознания, или результатом какой-либо искаженной мотивации. Мы объединили подобные действия под рубрикой «бессознательный вандализм», подчеркивая этим термином отсутствие в них рационального начала.
Имеется много примеров агрессивных действий человека, которые не являются ответом на угрозу со стороны природы, не удовлетворяют материальным потребностям человека. Пример такого доведения - срывание некоторых диких цветов, которые немедленно вянут и из них невозможно собрать букет. Так, в результате этакого бессмысленного действия из водоемов Московской области практически исчезли белые кувшинки. Как-то одному из авторов этой книги посчастливилось найти под Санкт-Петербургом довольно невзрачный, но очень редкий северный цветок, называемый в народе «Венерин башмачок». Поскольку это было вблизи дачной Кестности, что для такого растения само по себе удивительно, то в целях сохранности растения, хотя цветок уже почти увял, он оградил его жердочками и написал записку с просьбой не трогать это редкое растение. На следующий же день цветок был сорван и брошен рядом на траву. Самое интересное в этом эпизоде было то, что у автора, когда он обнаружил эту лесную орхидею, также первым желанием было сорвать ее, хотя и неизвестно зачем. Трудно отнести это желание к хищническому отношению к природе, поскольку хищничество предполагает ничем не ограниченное удовлетворение материальной потребности, а здесь этого не было, очевидно, в основе лежало чувство любопытства и никакой причины срывать цветок не было.
Можно привести много примеров такого вандализма. Если яблоня или груша-дичок растет у дороги или в другом доступном месте, то проходящие, особенно мальчишки, будут стараться сбить палкой незрелый плод или даже завязь. В орешниках Подмосковья осенью невозможно найти зрелые орехи, так как их сорвали «просто так», еще до образования молочного ядра.
Подобное поведение свойственно даже людям, любящим, понимающим и воспевающим природу, черпающим в ней вдохновение. Стоит привести очень яркий пример из творчества поэта Сергея Есенина, теснейшим образом связанного с русской природой:

Я шел по дороге в Криуши
И палкой сбивал зеленя...,

т. е. совершал осознанное, но бессмысленное по отношению к природе и к самому себе действие, так называемое машинальное.
В мировой литературе распространено, вероятно, соответствующее истине мнение о том, что наиболее бережное, сугубо эстетическое, почти религиозное отношение к природе свойственно японцам. С самого раннего детства японец воспитывается в духе почитания и восхищения природой, ознакомления с моделями красот природы в прихрамовых и общественных парках и т. п. (что, впрочем, не мешает им быть крайне рациональными в воздействии на природу при материальной заинтересованности, часто превращающемся в хищничество, как это хорошо известно по рыбному и крабовому промыслу на Дальнем Востоке). Автор расспросил более 50 случайно встреченных им японцев: научных работников, чиновников, бизнесменов, принадлежащих к среднему классу, о случаях вандализма по отношению к природе, и каждый из них, после первоначального категорического отрицания, вспомнил несколько эпизодов такого бессознательного вандализма, совершенного не только в детском возрасте, например, когда он пнул ногой какое-либо растение. (Многие из нас в детстве сражались с репейником или лопухами.)
Такая же ситуация и с животным миром. С давних времен бедой зоопарков является привычка некоторых посетителей предлагать животным заведомо опасные для них предметы, например сигареты, тыкать животное палкой и т. п. Известно бессмысленное издевательство не только ребят, но и взрослых над собаками и кошками, а увиденного червяка или насекомое часто растаптывают. В общем, каждый может вспомнить не только из детства примеры такого отношения к природе.
Интересно, что, согласно некоторым исследованиям (Журавлев, 1997), в которых изучались формы осознания понятия «бережное отношение к природе», респоненты отмечали такие действия, как «не ломать ветки черемухи, не собирать ягоды способами, разрушающими растения, не глушить рыбу, не рвать цветы» и т. п., расценивая это как принятое на себя обязательство ограничительного типа.
Конечно, есть и примеры подобного же отношения к объектам неживой природы - минералам, сталактитам и сталагмитам в пещерах. Нам довелось быть в соляных пещерах под Краковом, где есть зал - католическая церковь, все элементы которой, начиная со стен, алтаря, статуй святых и кончая светильниками, сделаны из соли. Автор попросил своих спутников задержаться в этом зале на некоторое время и проследить за действиями посетителей-экскурсантов. Может быть, это и случайно, но все входящие откровенно или украдкой пытались попробовать на вкус один из объектов. Конечно, причины, вызывающие такие акты бессознательного вандализма, различны. Так, очевидно, что в последнем примере причиной было обыкновенное любопытство и желание самому удостовериться в правоте информации экскурсоводов или сопроводительной надписи. Любопытство как элемент познания мира и экологической экспертизы получаемых знаний является очень мощным фактором действенного сознания, но оно при бессознательном вандализме проявляется при снятии каких-то нормативных ограничений.
Проявление бессознательного вандализма может быть во многих случаях результатом переноса какого-либо прошлого опыта, приобретенного в общении с другими людьми, на весь круг аналогичных явлений. Этим можно объяснить, например, уничтожение увиденной змеи независимо от того, ядовитая она или нет, многие люди, ранее укушенные собаками, стремятся отогнать камнями бродячую собаку и т. п. Аналогичным образом, хотя и не полностью, объясняется привычка многих людей в лесу раздавить другой или палкой увиденный несъедобный или принятый за несъедобный гриб, а иногда и хороший, например белый гриб, если он червивый или если нет цели собирать грибы. Случайный человек, не занятый сбором грибов, увидев белый гриб или, например, подосиновик, чаще всего сорвет его, понесет некоторое время для показа другим, а потом выбросит за ненадобностью - здесь, может быть, более существенным является некий рецидив идеи полезности. Не лишено смысла и предположение, что в случае со змеей или жабой, так же, как и с несъедобными грибами, и в других аналогичных случаях, мы встречаемся не с чем иным, как с защитной реакцией на агрессивность природы.
Выше мы говорили о случаях бессознательного вандализма как проявлении взаимоотношений человека с природой, хотя явной взаимности нет, и это выглядит односторонним действием. Это хорошо видно на примере детского поведения, когда ребенок часто как бы придумывает агрессию со стороны природы и осуществляет в ответ на нее свои защитные действия. Змея может укусить, насекомое - ужалить, крапива - ожечь, а чертополох - уколоть. Возможность может претвориться в действие, поэтому важно реализовать превентивную защиту.
Хорошо известно, что агрессивность по отношению к окружающей среде наиболее развита в детском возрасте и постепенно снижается к периоду отрочества. Вероятно, этот вид агрессивности во многих случаях можно рассматривать как реализацию исследовательского рефлекса, направленного на изучение свойств объекта, с которым контактирует ребенок, или наблюдаемого процесса. Для него агрессивность природы тоже объект познания: крапива жжет, а роза колется, поэтому появляется идея опасности и изыскивается простейший способ защиты - избегание вначале и разрушение потом.
Вряд ли будет правильно называть агрессией или вандализмом такие действия - это всего лишь необходимый способ познания мира и его закономерностей, прежде всего, изучение некоторых первичных свойств объекта: твердости, хрупкости, веса, температуры и т.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях