www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 1


Строго говоря, этот антропоцентризм экологического сознания, с одной стороны, обусловил активный поиск человека в мире природы, а с другой - привел к ряду ошибок.
Подводя итог всему сказанному об антропоцентризме экологического сознания, мы вправе дать следующее, не альтернативное ранее высказанному, но делающее несколько иной акцент определение экологического сознания как знание о взаимных связях человека и среды, их значимости для человека и для сохранения устойчивого баланса между ними; понимание и оценку человеком своих возможностей по использованию этих связей для удовлетворения потребностей и определения границ допустимого антропоген-ного воздействия.
В категорию «знания» включается и знание самого себя как элемента системы, поэтому важным компонентом экологического сознания являются и такие элементы, как самооценка состояния, т. е. то, что в индивидуальном сознании отражается как самочувствие, самооценка возможностей и действий. Такая оценка не является только следствием воздействия на организм тех или иных природных факторов, она отражает и результаты воздействия организма на среду, а также интуитивные или основанные на научном анализе выводы о возможных последствиях той или иной предполагаемой динамики экологических отношений, т. е. учитывает и прогноз событий. Самооценка физиологического состояния (по-видимому, для общественного сознания его аналогом является общественный потенциал) связана с прогнозным компонентом так же отчетливо, как и самооценка психологического состояния, что хорошо проявляется при изучении эмоциональных характеристик человека и общества. Далее будет показано, что такие состояния в определенном диапазоне изменений функционального состояния человека отражают не реальную ситуацию, а представление, концептуальную модель этой ситуации.
Вовлечение в экологическое сознание понятия человека как предметного звена экологической системы позволяет несколько иначе взглянуть на уже затронутый вопрос о месте права, нравственности, морали, этики в экологическом сознании. Их присутствие как элемента экологического сознания окажется оправданным в том случае, если объектом приложения этих категорий будет человек. Несмотря на кажущуюся тривиальность этого положения, оно является очень важным.
Подход к анализу экологического сознания через категорию «знание» оказывается достаточно плодотворным, поскольку позволяет обнаружить и описать целый ряд составляющих этого сознания и объяснить многие действия человека, направленные на среду.
Следует еще раз напомнить читателю, что, используя понятие «человек», мы имели в виду и одного человека, и группу различной иерархии, вплоть до человечества, в иных случаях говорится о субъекте, индивидууме или личности. Это делается для того, чтобы показать те общие понятия, общие компоненты, которые обязательно присутствуют в экологическом сознании независимо от того, кто является носителем сознания - человек, группа, этнос или человечество в целом. Могут быть различия в смысловом содержании этих понятий, различия в удельном весе, значимости этого понятия в общей структуре сознания, но они всегда будут присутствовать в экологическом сознании.
Анализируя общую структуру экологического сознания, мы уже упоминали о том, что в нем всегда в той или иной степени присутствует прогнозный компонент. В принципе это можно и не доказывать, поскольку формирование в сознании человека любого понятия, любого умозаключения несет в себе прогнозную составляющую. Сформировав на основе опыта понятие «лес», мы тем самым предполагаем его применение к любой большой группе живых деревьев.
Конечно, по мере развития экологического сознания роль прогноза в нем была различна. На ранних этапах становления экологического сознания прогноз включал лишь знание непосредственных результатов того или иного акта воздействия на природу или явления природы на человека, позже появился прогноз, основанный на опыте катастроф, особенно тех, которые протекали на глазах одного поколения. Однако прогноз отдаленных последствий до сих пор слабо присутствует в обыденном экологическом сознании, особенно там, где изменения экологического баланса растянуты на долгие годы. Более того, использование научного аппарата прогноза встречает определенные затруднения, поскольку слишком велика вероятность ошибки, как это видно на примере некоторых прогнозов Римского клуба, посвященных анализу глобальных последствий антропогенного вмешательства в экологическое равновесие.
Подчеркивая связь экологической ситуации с характером антропогенного воздействия и его последствиями, а также роль прогнозных элементов, можно дать еще одно определение экологического сознания как знание и понимание человеком своих возможностей воздействия на природу, определение целей такого воздействия, оценку вариантов предполагаемого поведения в экологической среде, учет последствий такого поведения и познания самого себя как элемента экологической системы.
Следует указать, что формируемые в экологическом сознании знания или предположения о результатах своих действий, о ближайших и отдаленных последствиях вмешательства в экологическую структуру, об изменениях природного происхождения (например, похолодание климата) приводят вначале к интуитивным действиям и операциям экологической экспертизы, которая в ряде случаев является толчком для проведения целевой научной экологической экспертизы. Обычно интуитивная экологическая экспертиза осознается как чувство удовлетворенности или неудовлетворенности экологической ситуацией, тревоги или настороженности и т. п.
Отраженные в сознании научные данные, накладываясь на результат интуитивной экологической экспертизы, формируют научную экспертизу, в результате которой возникает экологическое ожидание, т. е. общий прогноз ожидаемых последствий того или иного изменения экологической обстановки или воздействий на нее. Для научного экологического ожидания, в отличие от интуитивного, характерно определение причин и механизмов появления прогнозируемых результатов. Экологическое ожидание как элемент экологического сознания играет очень важную роль, поскольку именно оно определяет решения, их характеристику и направленность предпринимаемых человеком действий, которые могут быть нацелены на сохранение или возврат экологической системы в исходное состояние, на формирование новой экологической структуры, в том числе и с заранее заданными свойствами. Экологическое ожидание, вероятно, несет некоторую функцию акцептора действия и может по текущим результатам корректировать предпринимаемые действия, концептуальную модель прогнозируемой ситуации и само себя, перестраиваясь по ходу событий.
Независимое индивидуальное экологическое сознание в его наиболее чистом виде если и существует, то, очевидно, только на самых ранних этапах развития человечества; современное индивидуальное экологическое сознание, конечно, всегда учитывает все особенности общественных отношений, социальных установлении. Это позволяет рассматривать экологическое сознание неким отражением в сознании процессов взаимодействия между человеком как организмом и человеком как личностью, с одной стороны, и обществом и окружающим миром - с другой, в тех аспектах биологической и социальной жизни, которые обусловлены природными факторами. Такое, может быть несколько неуклюжее, определение позволяет подчеркнуть отличие экологического сознания от мировоззрения.
Экологическое сознание не является лишь фотографией, слепком с познанных законов биогеоценоза, оно включает не только импрессивную составляющую, а обязательно формирует на основе полученной информации планы и структуры поведения, позволяющие адекватно прореагировать на окружающую обстановку и ее изменение. Иными словами, в экологическом сознании всегда присутствует активный компонент, предусматривающий организацию и проведение не только ответных, но и «инициативных» действий по отношению к природе. Побуждающей причиной для этих действий является экологическое ожидание, связанное с необходимостью удовлетворения потребностей и защиты от опасных, вредоносных и повреждающих факторов.
С этих позиций экологическое сознание можно рассматривать как очень сложную, саморегулирующуюся (т. е. имеющую возможность самой менять цели, функции и звенья) систему, сформированную для решения задач установления, стабилизации или изменения взаимоотношений с природой и ее объектами, возникающих в процессе удовлетворения человеком своих потребностей.
Экологическое сознание включает в формируемые им планы поведения такие свойства, как настойчивость, инициативность, убежденность в возможности и результативности активных действий, или противоположные им.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях