www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

ч. видов живого, экосистем), имеющих историческое, хозяйственное или эстетическое значение* По назначеншо и функциональной роли различаются Т.п. о.: заповедно-эталонная, которая предназначена в основном для научных целей, сохранения информации о нетронутой природе, слежения за общим состоянием природной среды планеты, т.е. для мониторинга, поддержания экологического равновесия ъ исключительно уязвимых местах, имеющих ключевое значение в сохранении природы крупныхрегионов; средообразую-щая или средозащитная, главным образом предназначенная для косвенной эксплуатации всех природных ресурсов п комплексе (сюда относятся зеленые зоны вокруг населенных пунктов, курортные зоны, северное клима-тозащитное редколесье, природные и национальные парки, ландшафтные лесопарки! парки вокруг исторических зданий и т. д,); ресурсозащитная, на которой в условиях частичной охраны природных комплексов от хозяйственного вмешательства достигается развитие, относительно полное сохранение или воспроизводство одного или нескольких видов природных ресурсов (к этой категории относятся заказники, лесо-охотннчьн и заповедно-охотничьи хозяйства, склонозащит-ные, поле-почвозащитные, водоохранные, рыбоохранные и другие леса, а также иная растительность); объек-тозащнтная, способствующая сохранению ценных инженерно-архитектурных и других искусственных объектов (защитные полосы вдоль шоссейных и железных дорог, у мостов и т, il).
ТЕСТ [анг test испытание, исследование] — стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет оценить психофизиологичес-
кие и личностные данные, а также измерить уровень знаний, умении» и навыков испытуемого. Т-а диффе-ренцированность — 1) критерий качества ТФ1 отражающий его самостоятельность, уникальность, целенаправленность на измерение конкретных ка-чести личности; 2) несхожесть результатов данного Т. с результатами других методик> направленных на оценку заведомо иных качеств (функций). Определяется установлением корреляции между показателями Т. и показателями других методик: чем меньше корреляция* тем выше дифференцирован-ность* Т, считается достаточно дифференцирующим при psO.5.
ТЕХНИКА [гр. techne искусство, мастерство] — совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества,
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЙТИКА -научная дисциплина, изучающая социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды» создаваемой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства,
ТЕХНОГЕНЙЗ [гр. techne искусство, мастерство + genesis происхождение] — процесс изменения природных комплексов под воздействием производственной деятельности человека. Заключается в преобразовании биосферы t вызываемом совокупностью геохимических процессов, связанных с технической и технологической деятельностью людей по извлечению из окружающей ере-ды, концентрации и перегруппировке химических элементов, их минеральных и органических соединений.
техногенные фАкторы -
элементы техногенных форм роэдей-ствия человека на природные компоненты; обуславливают возникновение и развитие явлений техногенеза.
ТЕХНОГЕННЫЕ ЭКОСИСТЙ-МЫ — значительно измененные или
149
возникшие под влиянием техногенных факторов природные, а также культурные экосистемы.
ТЕХНОГЕННЫЙ ФОН ЮЛУ* ЧЙНИЯ — естественный фон излучения, измененный и результате деятельности людей.
ТЕХНОПОЛИС — тип городского поселения, включающего научно-исследовательские центры и предприятия передовых наукоемких отраслей промышленности.
ТЕХНОСФЕРА — 1) часть биосферы* коренным образом преобразованная человеком в технические и техногенные объекты; 2) часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия социально-экономическим потребностям человечества; 3) практически замкнутая регионально-глобальная будущая технологическая система утилизации н реутилизации вовлекаемых и хозяйственный оборот природных ресурсов, рассчитанная на изоляцию произаодстиенных циклов от природного обмена веществ и потока энергии.
ТОКСИКАНТЫ [гр. toxibn яд] — химические вещества, ядовитые для живых организмов, К числу Т\\ относятся многие поступающие п природную среду загрязнители, пестициды.
ТОКСИКОЛбГИЯ [rp. toxikon яд + logos учение] — раздел медицины, изучающий свойства и механизм действия ядов на организм, разрабатывающий мерьс и средства лечения и предотвращения отравлений. Т. авиационная — раздел Т. й авиационной медицины, изучающий шшянне токсических веществ, встречающихся в практике авиации, на летный состав, пассажиров и наземный персонал, для обоснования и проведения профилактических мероприятий. Т. космическая — раздел Т., изучающий влияние на организм вредных химических веществ, загрязняющих атмосферу кабин пилотируемых космических объектов,
и разрабатывающий соответствующие гигиенические нормативы и профилактические мероприятия.
ТОКСИНЫ [гр, toxikon яд] — ядовитые вещества, образуемые некоторыми микроорганизмами, растениями и животными. По химической приреще — полилептиды и белки. Иногда тармнй *Т> распространяется и на ядовитые вещества небелкопой природы. Обладают антигенными свойствами. Наиболее изучены микробные Т., среда которых различают экзо- и эндотоксины. Экзотоксины (простые белки) образуются грамположителънымн патогенными бактериями и выделяются и окружаюшую среду во время их роста» а также некоторыми грамотрицатель-иыми бактериями (эти Т. выделяются лишь после гибели и разрушения бактериальных клеток). Вызывают столбняк, ботулизм, дифтерию и другие заболевания* Эндотоксины (сложные белки — комплексы липополисахари-дои с белками) находится в наружных слоях клеточных стенок всех патогенных грамотрицателъных бактерий. К важнейшим эндотоксинам относятся Т., выделяемые возбудителями брюшного тифа* паратифов, дизентерии и др. Действие токсинов на организм различно: нейротоксины блокируют передачу неявных импульсов; цитотоксинм раз* рушагот клеточные мембраны; Т\\-ип-гибиторы нарушают процессы обмена веществ; Т.-ферменты разрушают важнейшие биохимические соединении организма* Из Т. получают неядовитые анатоксины, сохраняющие гшти-генные свойства и применяемые для выработки иммунитета к Т,
ТОКСИЧНОСТЬ [гр. toxikon яд] — ядовитость, способность некоторых химических элементов соединений и биогенных вещести оказывать йредное действие на организмы — человека, животных, растения, грибы, микроорганизмы.
ТОКСЙБНОСТЬ — степень загрязнения водоема или его части токсическими (ядовитыми) нещестоамн.
150
ТОЛЕРАНТНОСТЬ [лат, toleran-tia терпение] — I) экол. способность организмов выносить отклонения факто-рои среды от оптимальных для них; 2) Л1 ТОРМОЖЕНИЕ — нервный процесс, выражающийся в задержке возбуждения и отпет на раздражение или в снижении интенсивности уже возникшего в коре голонлого мозга возбуждения. Т, вместе с возбуждением обеспечивает нормальную делтельность всех органов, тканей и организма в целом. Тт защищает ткани и органы (напр., центральную нервную систему) от перевозбуждения, дает им «отдых».
ТОЧКА ПАСТЙРА — уропень содержания кислорода в атмосфере Земли, составляющий 1% от современного, когда стала возможной анаэробная жизнь. По геохронологической шкале датируется архейской эрой.
трАвма акустическая -
повреждение органа слуха звуками чреа-меркой силы или продолжительности, сражающееся в нарушении структуры и функции слуховой системы.
ТРЕНАЖЁР [англ. train тренироваться] — техническое средство профессиональной подготовки человека-оператора, реализующее физическую и (ил и) функциональную модель системы «человек-^мйщина* н ее взаимодействие с предметом труда н внешней средой, обеспечивающее постоянный контроль качества деятельности обучаемого и предназначенное для формирования и совершенствования у него профессиональных навыков и умений.
ТРЕНИРОВКА АУТОГЕННАЯ [гр« autos сам + genos род; происхож-
дение] — психотерапевтический метод лечения с помощью специальных упражнений, обучающий пациентоь мышечной релаксации — умению расслабляться, самовнушению» развитию концентрации внимании и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для субъекта деятельности.