www.ecologistic.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

Социальная экология

Один из самых активных исследователей этого феномена Стоклз предложил следующую классификацию ситуаций, в которых возникает краудинг. Он выделяет две среды: первичную, в которой человек проводит значительную часть своего времени, знаком с окружением (например, аудитории, служебные, жилые помещения) и вторичную, в которой встречи с людьми временны и не имеют дальнейшего продолжения, последствий (например, места отдыха, транспорт). Далее Стоклз подразделяет все взаимодействия человека со средой: на нейтральные, которые не направлены на конкретную личность и воспринимаются ею как непреднамеренные; личностные, направленные на конкретную личность. Возможны различные сочетания между типами среды и типами взаимодействия и соответствующее поведение человека.
Этот перечень можно было бы значительно продолжить. Можно говорить о влиянии на поведение человека эстетической среды, включающей в себя восприятие прекрасного в природе, живописи, литературе, музыки и т.п., научной среды (не случайно говорят о своеобразии физиков и лириков), спортивной среды, где борьба за совершенство своего тела экстраполируется на все другие стороны жизни.
В качестве примера более подробно рассмотрим влияние на поведение человека эстетической среды. Существуют следующие факторы, определяющие привлекательность среды. Первый фактор связан с прошлым опытом человека (приятное и красивое оценивается чаще всего через соотнесение с привычным опытом); второй фактор определяется биологической потребностью в ориентировочной деятельности (получение удовольствия при решении неопределенных ситуаций в непредсказуемой среде); третий фактор связан с эстетическими принципами (принципы гармонии, симметрии, золотого сечения).
Существует еще очень важный аспект - поведение человека в организации. С. В. Смирнов и Е. П. Мурашова вводят понятие «организационное поведение». Поведение человека в организации может рассматриваться на индивидуальном, групповом и организационном уровнях. При этом важное место отводится изучению взаимоотношений между людьми, восприимчивости человека, его способности к обучению, его инициативе и исполнительности.
Выделяя инициативу и исполнительность как единицы анализа социальной активности, мы тем самым проникаем в микроструктуру ее строения. Под инициативой (буквально - начинание) обычно понимают самодеятельное участие человека в различных сферах социальной жизни, когда он самостоятельно берет на себя решение какой-либо задачи и выступает как активный проводник этого решения в жизнь. К этому следует добавить, что, с одной стороны, инициативность характеризуется выходом за пределы требуемого, с другой - принятием на себя личностью определенной меры ответственности при решении общественных задач, обладающих просоциальной ценностью. Тем самым социальная инициатива отличается от инициативы вообще как психологического явления, которая может проявляться в разнообразных сферах жизнедеятельности, в том числе и таких, где цели не имеют общественной значимости. Исполнительность проявляется в способности индивида выполнять ту или иную деятельность на высоком уровне в зависимости от решаемой задачи. Она так же характеризуется, как и инициативность, принятием человеком на себя определенной меры ответственности. Социальная исполнительность отличается от исполнительности вообще как психологического качества своей направленностью на достижение просоциальных целей, осознанием важности выполнения деятельности, организованностью, волей.
Существуют различные точки зрения на поведение человека в организации. Так, одни авторы считают, что каждый человек обладает индивидуальными различиями, которые устойчивы и сохраняются в различных ситуациях в течение всей жизни, тогда и поведение этого человека объясняется его индивидуальными особенностями, что и делает человека уникальным; другие, наоборот, утверждают, что основное влияние на поведение человека оказывает окружающая среда, поэтому главное внимание надо уделять ситуации, в которой оказался человек, а не его индивидуальным особенностям.
Однако мы ограничимся приведенными фактами, и они в достаточной степени иллюстрируют положение об изменчивости и своеобразии поведения человека от окружающих условий внешнего и внутреннего мира.
ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В КРИТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Особо нужно остановиться на поведении человека в ситуациях, значительно отличающихся от обычных. К таким ситуациям относятся критические, которые, в свою очередь, могут вызываться экстремальными факторами.
К критическим ситуациям относят стресс, фрустрацию, конфликт и кризис.
Стресс - это состояние нервно-психического напряжения в трудной ситуации. В состояние стресса попадают практически все люди: водитель автомобиля, когда его «подрезают», врач, делающий сложную операцию, студент, сдающий экзамен и т.д.
Фрустрация - это также состояние нервно-психического напряжения, когда на пути достижения очень мотивированной цели встают преграды или препятствия, как материальные, так и идеальные или воображаемые. Например, ребенок находится в состоянии фрустрации, когда родители из-за неимения денег или по другим причинам не хотят купить ему игрушку; молодые люди, пожелавшие пожениться, когда на их пути встал запрет родителей; рабочий, захотевший внедрить новую технологию, но столкнувшийся с запретом мастера.
Конфликт - еще более сложная форма проявления критических ситуаций; он всегда связан с противоборством разных тенденций, мнений, позиций, концепций и т.п. Существуют межнациональные конфликты, религиозные, производственные, экономические, межличностные, внутриличностные и т. д.
Наконец, кризис - это особое состояние, в которое попадает человек, например: кризис болезни, кризис возраста, кризис, связанный с утратой близкого человека, отрывом от семьи, перемещением в другое место, другую страну и т. п.
Все эти критические ситуации переживаются человеком достаточно болезненно и по-разному проявляются на поведенческом уровне.
Индивидуальные способы поведения в критической ситуации многообразны и определяются как самой ситуацией, так и характером человека, который в них попадает. В то же время можно выделить некоторые общие способы поведения в отмеченных ситуациях. К этим способам относятся следующие: импульсивность, пассивность и активность.
При импульсивном способе реагирования человек бурно, эмоционально переживает ту или иную критическую ситуацию, реагирует на нее неадекватно и, как правило, терпит фиаско. Например, студент в стрессе во всем обвиняет преподавателя, обсуждает событие с однокурсниками, но ему не приходит в голову просто выучить материал, вынесенный на экзамен. Ребенок в состоянии фрустрации начинает не просто капризничать, он бьется в истерике, отключается от внешнего мира, требуя свою игрушку. Сотрудник учреждения, попавший в конфликтную ситуацию, обвиняет во всем случившимся противоположную сторону, приписывая ей самые невероятные пороки. Человек, переживший утрату близкого человека, обвиняет во всем себя и прокручивает в голове бесчисленные варианты иного поведения, при котором близкий остался бы жив.
При пассивном способе, наоборот, человек как бы отключается, отстраняется от ситуации, впадает в эмоционально замороженное состояние. Студент, не сдавший экзамен, замыкается в себе, отказывается от общения с окружающими. Ребенок, которому не купили игрушку, уходит в подавленное состояние, отказывается от пищи, плохо спит, не реагирует на ближних. Сотрудник учреждения на конфликт реагирует вяло, стремится отказаться от всякой борьбы и сопротивления. Человек в кризисной ситуации, переживая потерю близкого, впадает в апатию и годами может не выходить из этого состояния.
Иное дело активный способ реагирования. Здесь поведение человека характеризуется инициативой, поиском выхода из создавшегося положения, стремлением преодолеть имеющиеся трудности, найти точку опоры в себе и в других. Студент, не сдавший экзамен, начинает активно готовиться к переэкзаменовке и в конечном итоге поражает преподавателя своими знаниями и эрудицией. Ребенок, которому не купили игрушку, соглашается на более для родителей дешевый вариант. Сотрудник учреждения ищет пути к сотрудничеству и компромиссу. Человек, переживший потерю близкого, находит утешение в том, что, например, близкий ему человек страдал долгой и мучительной болезнью, от которой он теперь избавился.
Нужно сказать, что именно активная форма реагирования дает человеку возможность жить дальше, преодолевать трудности, не фиксироваться на случившемся, определяет в конечном счете его оптимистическую и жизнеутверждающую линию поведения.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях